DJ от disc jockey

Как сводить музыку в Dolby Atmos?

Dolby Atmos — это формат иммерсивного аудио, Atmos можно использовать не только для кино, но и в музыкальном продакшене.

Что такое иммерсивность — иммерсивное аудио

иммерсивный означает «погружение в действие». «to immerse» переводится как «погружение». Иммерсивный спектакль это одна из форм в современном интерактивном театре, где зрителя создают иллюзию погружения в действие, происходящего на сцене.

Иммерсивность это способ восприятия, определяющий фактор изменения сознания, в современном мире является важным и частым объектом изучения. 

Различные примеры эффекта такого погружения мы наблюдаем в кино, на  театрализованных представлениях, при постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом посредством компьютера и сети.

Музыкальный продакшн

музыкальный продакшн — продакшн-музыка, это музыка специально написанная для включения в аудио и аудиовизуальные произведения — музыку кино, телепрограммы и радиопередачи, оформление теле- и радиостанции, рекламные ролики, веб-сайты, видеоигры и прочее.

Что такое постпродакшн?

Что такое постпродакшн (на англ. postproduction)? Это этап производства в кино, рекламе, музыкальных клипах. Когда весь материал отснят и его остается привести в надлежащий чистовой вид. В переводе с английского «post» — после, «production» — производство.

Nuendo — самое современное доступное решение для постпродакшн аудио, которое выбирают профессионалы индустрии кино, телевидения, игрового звука и иммерсивного звука во всем мире. 

С момента своего первого выпуска Nuendo был жизненно важным инструментом в создании саундтреков для многих громких постановок, продуктов и инсталляций.

Регулярные обновления Nuendo с новыми функциями, улучшениями рабочего процесса и дополнительными, запрошенными пользователями функциями означают, что Nuendo постоянно превосходит ожидания звуковой рабочей станции, предназначенной для аудио-сообщений, с высококлассными — часто уникальными — возможностями, которые продолжают продолжающуюся революцию в программном обеспечении для производства аудио и мультимедиа.

За последние несколько лет количество музыки, которая создается в формате Dolby Atmos, значительно выросло и этот формат становится все популярнее и популярнее.

Как западные артисты, так и российские начали выпускать музыку в Dolby Atmos, профессиональные звукорежиссеры переделывают свои студии для работы с Atmos, а стриминговые сервисы добавляют поддержку формата на свои платформы.

Nuendo давно поддерживает Atmos, но Nuendo 11 стала первой DAW на рынке, которая интегрировала Dolby Atmos Production Suite в саму DAW!

До выхода Nuendo 11, для работы с Dolby Atmos нужно было использовать так называемый внешний рендерер, который существует в нескольких форматах.

 

Dolby Atmos

Dolby Atmos — технология объемного звука, разработанная компанией Dolby Laboratories. Она расширяет возможности существующих систем объемного звука, добавляя каналы высоты, что позволяет интерпретировать звуки как трехмерные объекты.

Редеринг — отрисовка

Редеринг или отрисовка — термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы. Здесь модель — это описание любых объектов или явлений на строго определённом языке или в виде структуры данных.

Dolby Atmos Production Suite – версия рендерера, которая запускается на том же компьютере, что и DAW.

Используется виртуальный аудиодрайвер, которые забирает звук из DAW и передает в рендерер. Этот драйвер работает только на macOS.

Рендерер приобретается отдельно от DAW. Таким образом, на компьютере будет работать параллельно два приложения.

RMU (Rendering Master Unit) – отдельный компьютер, на котором установлен рендерер. Это может быть как компьютер на базе Windows, так и с macOS. Основной компьютер с DAW передает 128 каналов аудио в RMU с помощью Dante. Достаточно сложная схема, которая по сути требуется только в кинопроизводстве.

Нативный рендерер в Nuendo 11.

Нативный рендерер напрямую встроен в саму DAW.

Нативный — не изменённый; находящийся в природном состоянии, не модифицированный, сохранивший структуру

Нативный рендерер — это не дополнительное приложение и не дополнительный компьютер, на котором работает рендерер. И еще одно из преимуществ Nuendo в том, что вы можете работать с Dolby Atmos на Windows и вам не нужно покупать RMU.

RMU (Rendering Master Unit) – отдельный компьютер, на котором установлен рендерер. Это может быть как компьютер на базе Windows, так и с macOS. Основной компьютер с DAW передает 128 каналов аудио в RMU с помощью Dante. Достаточно сложная схема, которая по сути требуется только в кинопроизводстве.

Есть ли ограничения у нативного рендерера в Nuendo?

Так как это первая версия нативной интеграции рендерера, на данный момент есть некоторые ограничения. При этом, многое из того, что еще не было реализовано, будет добавлено в следующих версиях Nuendo.

Нативный рендерер позволяет работать с максимальной конфигурацией 7.1.4. Также доступны стерео, 5.1, 7.1 и 5.1.4.

Для мониторинга бинауральной версии микса необходимо использовать Ambisonics или бинаурализатор от стороннего производителя.

бинаурализатор для наушников — насадка для наушников.  Эффект бинаурализатора, примененный к мастер-треку микшера аудиодорожек. — позволяет слышать амбизонный эффект в наушниках.

Амбизонный эффект — Ambisonics

Амбизонный эффект — Ambisonics — это полносферный формат объемного звука : в дополнение к в горизонтальной плоскости он охватывает источники звука выше и ниже слушателя.

В отличие от других форматов многоканального объемного звучания, его каналы передачи не передают сигналы динамиков.

Вместо этого они содержат независимое от динамика представление звукового поля, называемое B-форматом, которое затем декодируется в настройках динамика слушателя. Этот дополнительный шаг позволяет производителю думать о направлениях источников, а не о позициях громкоговорителей, и предлагает слушателю значительную степень гибкости в отношении компоновки и количества громкоговорителей, используемых для воспроизведения.

Ambisonics была разработана в Великобритании в 1970-х годах под эгидой Британской Национальной корпорации развития исследований .

Несмотря на прочную техническую основу и множество преимуществ, Ambisonics до недавнего времени не имела коммерческого успеха. и выжил только в нишевых приложениях и среди энтузиастов звукозаписи.

Финальный микс экспортируется в формате ADM, который принимают все музыкальные стриминговые площадки.

В самом нативном рендерере нет возможности корректировать задержки и уровни громкости каналов, но в Nuendo есть плагин MixerDelay и Bass Manager, которые позволяют это делать. Их достаточно добавить на основную шину после самого рендерера.

В отличие от других реализаций нативной интеграции Dolby Atmos Production Suite, которые появились в других DAW, рендерер в Nuendo не ограничивает возможности бэдов. Как и Dolby Atmos Production Suite, можно создавать более одного бэда и в разных конфигурациях (стерео, квадро, 5.1 и так далее вплоть до 7.1.2).

Настраиваем Atmos Renderer в Nuendo 11

Для начала, в настройках аудиодрайвера обязательно указать размер буфера 512 сэмплов — для работы рендерера нужно фиксированное значение буфера. В настройках проекта должны стоять следующие параметры:

— Sample Rate: 48 000 Hz

— Bit Depth: 24 bit

— Project Frame Rate: 24 fps

Затем, необходимо создать шину 7.1.4 в меню Audio Connections и на эту шину нужно добавить плагин Atmos Renderer.

 плагин Renderer for Dolby Atmos на шину 7.1.4.

Создайте Group Track с конфигурацией 7.1.2 в качестве основного бэда. В Output выберите шину 7.1.4, при добавлении аудио-дорожек в проект, в Output выбирайте бэд 7.1.2.

Используйте для бэда конфигурации как на скриншоте.

Чтобы услышать какой-то звук нужно сделать еще несколько действий:

— Откройте панель ADM Authoring for Dolby Atmos.

— В меню Renderer выберите Renderer for Dolby Atmos.

— Нажмите кнопку Add Bed.

— Выберите в качестве Source Track бэд 7.1.2.

Теперь, при воспроизведении проекта вы услышите звук.

Панель ADM Authoring for Dolby Atmos.

Вы можете использовать больше одного бэда. Бэды могут быть разных конфигураций, например стерео 5.1, 7.1 и т.д. Максимальная конфигурация для бедов 7.1.2.

Объекты можно добавлять вручную с помощью кнопки Add Object. Либо, можно выделить все дорожки, которые вы хотите сделать объектами, затем в меню Functions выбрать Create Objects from Selected Tracks. Это автоматически создаст объекты из выбранных дорожек.

Выделите дорожки и в панели ADM Authoring for Dolby Atmos выберите Create Objects from Selected Tracks.

Все основные шаги выполнены и можно приступать к работе! Но есть ещё одна конфигурация, которую можно использовать и которая будет полезна для тех, кто еще работает в стерео, но хочет начать работать с Atmos.

Bonus round

Вместо шины 7.1.4, в Audio Connections создайте стерео-шину. Затем, создайте Group Track с конфигурацией 7.1.4 – это будет основная шина для рендерера Atmos. А в качестве выходного канала для этой шины, используйте стерео шину.

В Nuendo есть плагин MixConvert, который позволяет делать даунмиксы и направлять многоканальные шины в шины меньшей конфигурации.

Более того, вы можете скорректировать балансы разных каналов, например сделать LFE громче или тише.

Теперь у нас есть шина с рендерером Atmos, которая идет на стерео шину. Добавляем плагин Frequency на шину с рендерером и в настройках маршрутизации плагина выбираем только канал LFE.

Создаем фильтр среза высоких частот и опускаем его до 120 Герц (можно опустить ниже, но не стоит поднимать фильтр выше 120 Герц).

Обязательно установите фильтр в линейно-фазовый режим, так как мы работаем с многоканальной конфигурацией и надо избегать фазовых искажений. Срез в 24 дБ на октаву обычно работает лучше всего.

Это нужно, чтобы эмулировать поведение настоящего сабвуфера.

Сигнал LFE никак не корректируется и имеет полный частотный диапазон. Сам сабвуфер уже обрезает лишние верхние частоты. С помощью эквализации LFE-канала мы контролируем срез частоты и можем сохранить этот канал в стерео-даунмиксе.

Теперь открываем MixConvert.

MixConvert

Плагин MixConvert V6 можно использовать для быстрого преобразования многоканального микса в формат с другой конфигурацией каналов, например, для микширования формата объемного звучания кинотеатра 7.1 в формат домашнего кинотеатра 5.1.

Устанавливаем у всех каналов значение -3. Это почти полностью эмулирует звучание стерео — даунмикс самого рендерера Atmos (MixConvert имеет немного другие настройки).

Единственное отличие – мы слышим LFE-канал (в стерео-даунмиксе Atmos канал LFE отключается).

Теперь мы слышим Atmos-микс в стерео, при этом в такой конфигурации остается LFE-канал и можно сразу создать стерео-микс из Atmos-микса. А чтобы проверять позиционирование объектов можно использовать плагины для бинаурализации.

Бинаурализация — Бинауральная запись  — это метод записи звука , в котором используются два микрофона , расположенных с целью создания у слушателя ощущения трехмерного стереозвука , когда он действительно находится в комнате с исполнителями или инструментами.

Этот эффект часто создается с помощью техники, известной как запись фиктивной головы , при которой Голова оснащена микрофоном в каждом ухе. Бинауральная запись предназначена для воспроизведения в наушниках и не будет правильно транслироваться через стереодинамики.

В отличие от  бинаурализации Обычные стерео записи не учитывают естественное расстояние между ушами или « тень головы » головы и ушей, поскольку эти вещи происходят естественным образом, когда человек слушает, создавая меж ушные различия во времени .(ITD) и меж ушные разности уровней (ILD), характерные для их положения прослушивания.

Это неплохой вариант для тех, кто работает в стерео и хочет начать работать в Dolby Atmos, но еще не обладает необходимой конфигурацией акустической системы.

Статья с сайта www.steinberg.net

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ — ФИЛОСОФИЯ ЗВУКА

@STASBRAVO МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ, БАНКЕТОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ.