DJ от disc jockey

Сведение и мастеринг – отличия, описание и применение

Сведение и мастеринг – чем сведение отличается от мастеринга и как это делается.


Мастеринг — это финальный этап обработки трека в музыкальной индустрии, направленный на улучшение и стабилизацию общего звучания записи.

Он включает выравнивание частот, оптимизацию громкости, устранение звуковых дефектов и подготовку материала к выпуску. Сведение и мастеринг часто идут рука об руку, но отличаются тем, что сведение фокусируется на балансировке отдельных инструментов и звуков в треке, а мастеринг работает над улучшением готового микса.

Эти процессы играют ключевую роль в создании высококачественного звука, помогая сделать трек профессионально звучащим и соответствующим техническим стандартам для распространения.


Сведение — процесс создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи.

Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата.

Некоторые считают что мастеринг и сведение это одно и тоже, другие считают что это разные вещи. Сразу хочу пояснить как считаю я — сведение, это процесс создания конечной записи из отдельных дорожек, в котором уделяется внимание таким аспектам как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня.

Звуковое оформление презентаций

Что такое сведение в звуке.

Процесс сведения ставит перед нами две задачи — во первых, нужно соединить в единое целое множество аудио-дорожек, а во-вторых постараться избавиться от «компьютерного» звучания, что бы играло максимально динамично и красиво.

Не стоит обвешивать дорожки эффектами вроде дилея, реверба и тем более компрессора до этапа сведения. В 90% случаях вы будете их переделывать. Из эффектов стоит добавлять только те, что подчеркивают или изменяют звучание инструмента, такие как флэнжер, хорус, всякого рода дисторшены (хотя и тут надо аккуратнее) и т.д.

Не стоит менять панораму до этапа сведения. В 90% случаях вам придется ее переделывать.

Не стоит менять громкость до этапа сведения. В 90% случаях вам придется ее переделывать.

Не стоит без особой надобности экспортировать дорожки из секвенсера в аудио редактор.

Современные секвенсеры позволяют провести сведение на высоком уровне, тем более еще не поздно будет что-либо изменить. Под «особой надобностью» я подразумеваю использование «тяжелых» плагинов и саунд-банков в секвенсере который не поддерживает «заморозку» треков, или вам просто удобней сводить в аудио-редакторе.

Для разных жанров музыки и звука требуются разные методики сведения и перед тем как начинать сводить, желательно почитать/послушать как сводят другие, иначе есть риск получить абсолютную чушь на выходе.

Создание музыки как и любой другой вид творческой деятельности подвержен страшной напасти, более известной как «погоня за идеалом», особенно это заметно на этапе сведения.

Поставьте перед собой цель, эдакую «планку качества» до которой вы можете добраться и перестаньте сводить после ее достижения. Иначе, есть риск все испортить и получить на выходе абсолютную чушь или сводить до конца жизни. Проверено на себе.

Музыкальное сопровождение мероприятий

Соединение звуковых дорожек в единое целое.

Если вы не записывали никаких инструментов извне и все что мы написали сделано в одной программе, этот абзац можно пропустить, в противном случае читаем дальше. Допустим из внешних дорожек у нас есть гитара записанная в живую.

Для начала хочу заметить что писать такие вещи лучше в аудио-редакторе, т.к. в большинстве случаев придется убирать «левые» шумы, если они есть (это лучше делать именно в аудио редакторе), и подправить громкость, все остальное можно сделать позже в секвенсере, имея под рукой остальные дорожки, либо соединить секвенсер и редактор через ReWire.

Если мощности ПК позволяют, т.к. нагрузка на процессор и память будет немаленькая. Можно написать на скорую руку бит и бас секцию (в случае с гитарами), экспортировать в wav и добавить ее как отдельную дорожку в аудио-редактор.

Звуковое оформление презентаций

С чего лучше начать, с эффектов, громкости или панорамы?

Есть мнение, что лучше начинать с расстановки эффектов, в первую очередь с реверба.

Дело в том что в большинстве случаев после применения реверба, громкость инструмента заметно падает, и если перед этим вы баловались с громкостью, то придется все переделывать.

Реверберация поможет достичь более «живого» звучания инструмента, здесь самое главное не переборщить. Также для этих целей можно использовать хорус (но аккуратно) и Stereo-Enhancer для расширения стерео сигнала.

Добавляем дилей куда необходимо, он кстати тоже может снижать громкость инструмента. Для добавления «плотности» можно добавить немного компрессии. После добавления всех необходимых эффектов можно переходить к панораме.

Регулировка громкости и панорамы в музыкальной композиции.

Дело в том что если мы сначала отрегулируем громкость, а потом панораму, есть вероятность того что на одном канале окажутся инструменты с одинаковой (или наоборот слишком различной) громкостью, в итоге получиться чушь и все придется переделывать.

Поэтому сначала делаем общую панораму, а потом правим громкость инструментов.

Многие используют sidechain на этапе сведения, для вокала или ударных, но лучше делать это на этапе мастеринга, т.к. есть вероятность что после эквализации нужда в sidechain’е отпадет.

Есть такой прием – звук инструмента плавно перетекает из одного канала в другой.

При сведении композиции можно неплохо разнообразить трек и заставить его отлично звучать поэтому не стоит игнорировать этот вариант.

Мастерингом называют финальный процесс подготовки микса для записи.

Мастеринг (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (компакт-диск, виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса.

 

Экскурс в историю записи и мастеринга в звуке.

Когда в музыке и ее записи на носитель правил винил, мастерингом назывался процесс записи треков на пластинки.

Для записи на винил использовали сложный и дорогой станок, который могли позволить себе далеко не все звукозаписывающие студии.

При появлении других видов носителей звука, аудио-кассеты и компакт-диски, смысл мастеринга не изменился, изменились лишь требования к качеству налагаемые спецификой новых носителей для записи.

Спустя много лет мастерингом стал называться процесс подготовки финального микса, поговорим о «современном» мастеринге.

Хм, возможно не самый удачный получился заголовок, ну да ладно. Сейчас я расскажу как процесс мастеринга проходит у меня, так будет гораздо нагляднее, чем пичкать умы начинающих музыкантов бессмысленными терминами и цифрами (хотя потом все таки напичкаю, будьте уверены).

Итак, микс уже готов, все инструменты записаны, отрегулированы уровни громкости и панорама, в общем этап «сведения» успешно пройден, начинается мастеринг. На этом этапе микс все еще состоит из кучи дорожек и звучит примерно так как и задумано.

Первым делом сохраняем каждую дорожку в отдельный файл и пихаем в наш любимый редактор. Далее с помощью эквалайзера оттачивается звук главного инструмента и бита (если таковой имеется), если в треке есть вокал, то и с ним работаем.

Потом регулируется звучание баса, если есть необходимость (например, бас мешает бочке в ударных) применяем sidechain. Слушаем несколько раз кусок трека в котором задействованы все инструменты (или большинство), думаем какие мы молодцы и подправляем косяки, которые были обнаружены. Снова слушаем.

Слушаем на хороших наушниках, потом на плохих, на мониторах и обычных колонках, в общем слушаем на всем что есть под рукой.

Теперь самое грустное и самое сложное, если мы хотим что бы наше творение звучало примерно у всех одинаково, нужно урезать диапазон частот до такого уровня чтобы среднестатистические колонки/наушники нормально играли наш трек, что бы все инструменты было слышно, чтобы остальные слышали микс так как вы задумали.

Как только этот этап закончен, еще раз все на сто рядов проверяем и в случае успеха «рендерим» трек. Все.

На самом деле это сильно укороченное описание, процесс мастеринга может затянуться на очень долгое время, вы будете по несколько раз все переделывать (особенно на последнем этапе), часами смотреть на графики спектрального анализа и со слезами на глазах ухудшать качество микса.

Вообще мастерингом занимаются специальные люди — звуковые инженеры, кажется. Но и нам, музыкантам, полезно знать о том что это такое и что с этим делать.

SideChain — это своеобразный звуковой эффект.

Инструменты добавляются (например, бочка и бас) в цепь, которая управляется компрессором. И в момент звучания бочки бас уходит на второй план, освобождая бочке пространство, или наоборот. Этот эффект, кстати, тесно связан с клубной музыкой – house. Есть жанр построенный на этом эффекте — pumping house .

Многополосный стерео дилей — известно, что для того что бы звук шел справа, надо усилить правый канал. Но есть и другой фактор — задержка. Звук справа доходит до правого уха быстрее, чем до левого. Если создать эту задержку искусственно, можно более точно расположить звук в пространстве.

Экспериментируйте с атакой(Attack) и спадом(Release) — общих правил здесь нет.

Воздух и дыхание находятся на частотах выше 10кГц, компрессор можно использовать для подавления шума и шипения

Главную проблему «самодельной» музыки — недостаточную громкость — можно запросто решить с помощью максимайзера.

Благодаря максимайзеру не только можно увеличить громкость микса, но и добавить плотности в звуке.

Информация получена с сайта pz-rec.ru, по некоторым моментам есть сомнения, но на то оно и творчество, что бы идти своим путем пробуя новый способ сведения, эквализации звука.

Цели и принципы применения эквализации

Философия звука – equalization.ru

 

Добавить комментарий